Навыки и внимательность  

Тема 1. Процесс формирования навыков, внимательность.

 (Голосов: 2)
Добавил admin в категорию Навыки и внимательность.
Обучение в широком смысле слова - это процесс передачи знаний учителем учащимся.
Целью обучения является приобретение учащимися знаний, умения и навыков.
Знания -способность воспроизвести в памяти приобретенную при обучении информацию.
Умение - способность осознанно применять полученные знания на практике, выполнять какую-то работу (операцию, прием).
Навык - это умение, доведенное тренировкой до автоматизма.
Получение знаний может иметь самостоятельную цель, не связанную с третьим этапом обучения - приобретением навыков. Это относится, например, к изучению Правил дорожного движения. Однако Правила дорожного движения имеют определенную связь со вторым этапом обучения - умением, так как знание Правил ведет обучаемого к умению применять их в практике управления автомобилем.
alt
Все три понятия: знания, умение и навык связаны между собой этапами обучения и отличаются методами их достижения. Наиболее тесно связаны между собой понятия - знания и умение. Знания и умение приобретаются рассказом (объяснением) и показом, навыки - только тренировками (упражнениями).
Общая схема обучения управлению автомобилем складывается из рассказа, показа и тренировок (упражнений).
В основе деятельности человека лежит работа мозга. Внешние и внутренние воздействия вызывают в коре больших полушарий головного мозга процессы возбуждения (активная деятельность) и торможения (пассивное состояние), а также образование нервных связей. Деятельность мозга обеспечивает ответную реакцию на то или иное воздействие. Информация поступает в мозг от мышц, выполняющих действие, а также с помощью зрительных, слуховых и других ощущений. Быстрое изменение обстановки во время движений автомобиля вызывает необходимость ускоренной переработки информации, что, в свою очередь, определяет эффективность реакции. Для того, чтобы успешно обучать управлению автомобилем, необходимо отчетливо представлять процесс формирования навыков, в основе которых лежат рефлексы (безусловные и условные). Если безусловные рефлексы являются врожденными, то в непосредственной связи с ними находятся рефлексы условные, развивающиеся в жизнедеятельности, обучении, труде. Единство безусловных и условных рефлексов можно показать на следующем примере. Реакция водителя на возникшую опасность - рефлекс безусловный (защитный), а качественное его выражение (быстрота, точность оценки, оптимальное решение) - Рефлекс условный, поддающийся тренировке наравне с другими
психологическими функциями.
Благодаря навыку действия становятся целенаправленными привычными, точными, экономичными. Навык требует меньших затрат нервной и мускульной энергии повышает работоспособность снижает утомляемость, обеспечивает способность быстро приспо сабливаться к меняющимся условиям движения, предотвращать опасность. Навыки дают большое моральное удовлетворение в труде, делают его радостным, творческим, высокопроизводительным, безопасным. Они развиваются и совершенствуются вначале во время обучения, а затем на производстве, в процессе трудовой деятельности. При перерыве (даже многолетнем) навыки полностью не утрачиваются. Достаточно небольшой практики в управлении автомобилем* чтобы они восстановились. Успешное образование навыка неразрывно связано не только с учебными, но и воспитательными воздействиями, морально-эмоциональными стимулами, психо-физиологическими факторами. Навыки - качественный показатель подготовки водителя. Привитие навыков безопасного и экономичного управления автомобилем  - конечная цель и учебно-воспитательная задача.
Процесс формирования навыков состоит из трех взаимозависимых и взаимосвязанных периодов:
начальною - наиболее трудного, замедленного, -   промежуточного - прогрессивного, отличающегося более быстрым развитием;
заключительного - завершающего развитие навыка на данной стадии подготовки.
Процесс формирования навыков неравномерен: вначале развитие навыков замедляется, затем убыстряется и в заключительном периоде сдерживается. Структура развития навыков будет понятна при рассмотрении ее в динамике по периодам.
Об овладении навыком судят по показателям работы. Постоянное, а не случайное достижение качественных результатов характеризует устойчивость навыка, подготовленность к труду по данной профессии. В дальнейшем, в процессе самостоятельной  работы, навык непрерывно совершенствуется. В навыке может объединяться комплекс различных действий. В начале обучения учащийся настраивается на выполнение ряда последовательных действий. После многократных тренировок происходит автоматизация действий и объединение их в одно крупное. Навыки проявляются не только в движениях, но и при восприятии и распределении внимания. Навыки закрепляются в психике в виде обобщенных схем и связей, позволяющих по ситуации реализовать один и тот же навык по разному. Благодаря такой гибкости реализации навыков возможен их перенос. Так водитель грузового автомобиля может управлять легковым автомобилем.
С опытом вырабатывается индивидуальная манера управления автомобилем, развивается умение выбирать способы действия с учетом изменяющихся условий движения, уверенно ориентироваться в сложной обстановке, т. е. все то, что называют мастерством управления автомобилем, к чему курсант подготавливается содержанием и направлением учебно-воспитательного процесса.
В системе «водитель-автомобиль-среда» главным элементов с точки зрения безопасности дорожного движения являете водитель. Он воспринимает необходимую информацию об условиях движения, окружающей обстановке, перерабатывает ее и воздействует на транспортное средство через органы управления. От мастерства и личных качеств водителя зависит безопасность дорожного движения. Личные качества водителя, от которых зависит БДЦ, условно можно подразделить следующим образом:
-    интересы и цели, которые он перед собой ставит, то есть его определенная социальная направленность:
-    знания и умения;
-    психофизиологические особенности.
Наиболее подходящим для водителя считается сильный, уравновешенный и подвижный тип высшей нервной деятельности, способный на быструю смену процессов возбуждения и торможения для водителей, не имеющих ДТП, характерны дисциплинированность, уравновешенность, рассудительность, решительность упорство, находчивость.                                                       
Управляя автомобилем, водитель вынужден воспринимать и быстро реагировать на большое количество зрительных, звуковых и других внешних воздействий. На него действует разнообразные факторы: высокая скорость движения, прямолинейные и радиальные ускорения, неблагоприятные условия работы при плохой видимости, ослепление светом фар встречных автомобилей, утомление, шум, вибрации, неудовлетворительный микроклимат кабины или неудобное сиденье.
Беспрерывное изменение во время движения дорожной обстановки заставляет водителя находиться все время в состоянии настороженности и готовности к немедленным действиям. Все это требует физической полноценности и способности к очень быстрым действиям для предотвращения ДТП. Поэтому к Управлению  допускаются лица, удовлетворяющие психо-физиологи требованиям, предъявляемым к профессии водителя.
Водитель в процессе работы взаимодействует с автомобилем, дорогой, пешеходами, а также находящимися на дороге транспортными средствами, неподвижными предметами и, кроме того, должен учитывать возможные ошибки или нарушения Правил дорожного движения другими участниками движения. Получая информацию, он перерабатывает ее, принимает решение и реализует его.
Расчет движения автомобиля - сложное качество, развиваемое на основе внимательности, наблюдательности, глазомера и осмотрительности.
Важнейшей функцией, обеспечивающей прием и обработку информации, является внимание. Невнимательность квалифицируется еще и как проявление недисциплинированности. От внимания зависит успех любой деятельности человека. Внимание -это сосредоточение сознания на каком-либо конкретном объекте или явлении с одновременным отвлечением от всего остального, ыделение главного из определенного количества информации. Внимание характеризуется несколькими факторами. К важнейшим из них относятся объем, распределение, переключение, концентрация и устойчивость внимания. Задача водителя не в том, чтобы все видеть, а в том, чтобы видеть все, что необходимо в данный момент. Водитель может держать в центре внимания несколько объектов или одновременно выполнять два или более действия, добиваясь успешного результата, - это способность распределения внимания. Водитель одновременно должен воспринимать быстро ДТС, выполнять необходимые действия по управлению транспортным средством, прогнозировать развитие дорожной обстановки на ближайшее время. Скорость и точность действий водителя в условиях современного интенсивного движения зависят от способности переключать внимание, то есть быстро менять объекты, на которые направлено внимание, или от скорости перехода от одних видов деятельности к другим. Переключаемость внимания у различных людей различная, и зависит от подвижности их нервных процессов. Медленная переключаемость внимания свидетельствует об инертности протекания психических процессов. Читать часть 2>>
Просмотров: 2157    Комментарии (0)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять Комментарии в данной новости...