Способы торможения  

Тема 5. Тормозные свойства и способы торможения автомобиля.

 (Голосов: 4)
Добавил admin в категорию Способы торможения.
Эксплуатационные свойства автомобиля характеризуют возможность его эффективного использования и позволяют определить, в какой мере конструкция автомобиля отвечает требованиям эксплуатации. Условия работы автомобиля разнообразны. В некоторых случаях наиболее важна быстроходность автомобиля (междугородные автобусы, автомобили скорой медицинской и технической помощи, спортивные). В других условиях -это свойство преодолевать трудные участки дорог (автомобили, работающие в сельской местности, в лесной промышленности, военные). Но для всех автомобилей без исключения обязательным требованием является его безопасность.

Тормозная динамичность характеризует способность автомобиля быстро уменьшать скорость и его готовность к экстренной остановке.
Надежная и эффективная тормозная система позволяет водителю уверенно вести автомобиль с большой скоростью и при необходимости остановить его на коротком участке пути.
Современные автомобили имеют четыре тормозные системы: рабочую, запасную, стояночную и вспомогательную. У автомобилей легковых и грузовых малой грузо-подъемности в качестве запасной системы используется стояночная тормозная система, а в качестве вспомогательной - двигатель. Грузовые автомобили большой грузо-подъемности имеют четыре раздельные тормозные системы. Наиболее важной для управления и безопасности является рабочая тормозная система.
Тема 5. Тормозные свойства и способы торможения автомобиля.
При торможении автомобиля на его колеса действуют не силы тяги, а тормозные силы Р и РТ2, как показано на рис.1. Сила инерции в этом случае направлена в сторону движения автомобиля. Рассмотрим процесс экстренного торможения. Водитель, заметив препятствие, оценивает дорожную обстановку, принимает решение 0 торможении и переносит ногу на тормозную педаль. Время tp необходимое для этих действий (время реакции водителя), изображено на рис. 1 отрезком АВ, Автомобиль за это время проходит путь S, не снижая скорости. Затем водитель нажимает на тормозную педаль и давление от главного тормозного цилиндра (или тормозного крана) передается колесным тормозам (время срабатывания тормозного привода tpt - отрезок ВС).
Время t зависит в основном от конструкции тормозного привода. Оно равно в среднем 0,2-0,4 с у автомобилей с гидравлическим приводом и 0,6-0,8с с пневматическим. У автопоездов с пневматическим тормозным приводом время t может достигать 2-3 с.
По истечении времени тормозная система полностью включена (точка С), и скорость автомобиля начинает снижаться. При этом замедление сначала увеличивается (отре-зок CD, время нарастания тормозной силы f), а затем остается примерно постоянным (установившимся) и равным j (время t ct, отрезок DE). Чем больше масса автомобиля, тем больше время. Значение этого времени находится в пределах 0,1-0,6 с.
I При движении с установившимся замедлением (время t , отрезок DE), скорость автомобиля за каждую секунду уменьшается на одну и ту же величину. В конце торможения она падает до нуля (точка Е), и автомобиль останавливается. Водитель снимает ногу с тормозной педали и происходит оттормаживание (время оттормаживания tom, участок EF).
Безопасность можно обеспечить только в том случае, если остановочный путь автомобиля меньше расстояния до препятствия и расстояние а равно 0,5-1,0 м.
Чтобы оценить эффективность рабочей тормозной системы, определяют тормозной путь, т. е. расстояние, на которое перемещается автомобиль с момента касания тормозной педали до остановки.
Тема 5. Тормозные свойства и способы торможения автомобиля.
 
Тормозной путь меньше остановочного, так как за время реакции водителя автомобиль перемещается на значительное расстояние. Остановочный и тормозной пути увеличиваются с ростом скорости и уменьшением коэффициента сцепления. Минимально допустимые значения тормозного пути при начальной скорости 40км/ч на горизонтальной дороге с сухим, чистым и ровным покрытием нормированы. Они приведены в Правилах дорожного движения.
Оценочными показателями тормозной динамичности автомобиля являются замедление при торможении Jt и тормозной путь ST
Наиболее сложным элементом техники управления автомобилем является торможение. На вопрос "Сколько способов торможения автомобиля Вы знаете?" Большинство водителей ответят от 3 до 5. А вот заведующий отделом НИИ AT (г. Москва), доктор технических наук И.А.Венгеров назовет Вам их несколько Десятков. Ниже приводятся выдержки из методики разработанной под  его руководством.
"Известно, что Правилами дорожного движения в опасных ситуациях предписывается именно снижение скорости или полная остановка автомобиля. Поэтому знание эффективных приемов торможения и умение их применять является залогом уверенности каждого водителя в возможности обеспечения безопасности в критических ситуациях.
Всего нами выделено пять основных способов (главный признак классификации) торможения: плавный, резкий, прерывистый, ступенчатый и вариативный с отнесением способа к тому или иному подвиду торможения - служебному, экстренному, аварийному. По существу, трудно в некоторых случаях провести четкую грань применения того или иного способа в том или ином виде торможения, так как для его осуществления в различных ДТС и условиях, возможно, и другие способы (по отношению к приме- ненному) будет также рациональны. Однако водитель должен иметь достаточно полное представление о возможных вариантах действий и уметь, как минимум, применять в своей повседневной практике все перечисленные способы.
Торможение, по существу, - основной и самый трудный в плане формирования навыков прием безопасного управления автомобилем. Оно необходимо для уменьшения скорости или поддержания ее в некоторых пределах постоянной (например, при движении на спуске) остановки автомобиля и удержания его неподвижным относительно опорной поверхности. Таким образом, могло констатировать, что есть три вида торможения: частичное (для регулирования скорости движения), полное (для остановки) и стояночное (для удержания автомобиля неподвижным).
Характер сопротивления движению автомобиля выражается, прежде всего, в интенсивности торможения. Так, водитель, попадая в критическую ситуацию, стремится, как можно быстрее осуществить остановку или замедление движения автомобиля, применяя экстренное торможение с максимальной интенсивностью. Торможение с интенсивностью менее 3 м/с2 принято называть служебным, оно составляет 95% и более всех торможений, В практической деятельности опытных водителей служебное торможение не достигает интенсивности 2 м/с2, что обеспечивает комфорт (по замедлению) перевозки пассажиров и грузов.
Служебное торможение осуществляется водителем при использовании вспомогательной или рабочей тормозной системы автомобиля, а также умелом сочетании (комбинировании) работы этих систем.
Экстренное торможение может осуществляться с помощью рабочей тормозной системы, совместной работы рабочей и вспомогательной систем, а также при умелом использовании стояночной тормозной системы и основных органов управления автомобилем - боковым соскальзыванием (с заносом или вращением автомобиля).
При выходе из строя или отказе рабочей тормозной системы водитель, используя вспомогательную и стояночную тормозные системы, а также естественные или искусственные факторы под-системы "среда-дорога", сознательно им выбранные для замедления и остановки, может реализовать аварийное торможение транспортного средства.
Аварийное торможение может осуществляться специальной автономной - запасной системой, а также боковым соскальзыванием, с вращением автомобиля. Служебное, экстренное и аварийное торможение - это подвиды частичного и полного торможения. Для выполнения торможения указанными способами с использованием рабочей тормозной системы нужно знать хотя бы качественные характеристики усилий, которые прикладывает водитель к педали тормозам
Плавный способ торможения должен являться основным для водителя в практической деятельности. Применение этого способа гарантирует наименьшие нагрузки на узлы и агрегаты автомобиля, а следовательно увеличивает срок их эксплуатации. При выполнении торможения на сухом покрытии этим способом водитель плавно и постепенно увеличивает усилие на педали тормоза, не превышая интенсивности замедления 2 м/с2, а на скользком покрытии с соблюдением тех же условий нужно еще не допускать блокировки колес.
Резкий способ торможения используется для экстренного замедления (частичное торможение) движения автомобиля.
С наступлением блокировки колес водитель вынужден будет ослабить усилие на педали тормоза с целью разблокировки колес и увеличения эффекта торможения. Однако это уже будет другой способ торможения. Водители, которые применяют резкий способ торможения для полной остановки автомобиля в критической ситуации как правило, совершают ДТП. В связи с тем, что тормозной путь автомобиля увеличивается за счет юза заблокированных колес, а нередко и заноса автомобиля. Поэтому нужно помнить: резкий способ торможения применяется только при частичном торможении для экстренного замедления автомобиля в критической ситуации. Для полной остановки автомобиля в критической ситуации необходимо воспользоваться ступенчатым способом торможения. Он заключается в том, что водитель, приложив к педали тормоза значительное усилие, быстро увеличивает его, добиваясь кратковременной блокировки колес. В начальный момент блокировки колес водитель, не прекращая торможения, чуть ослабляет усилие на педали, предотвращая блокировку и возможный занос автомобиля, а затем сразу же опять увеличивает усилие, вновь добиваясь кратковременной блокировки колес* Цикл усилий повторяется до тех пор, пока автомобиль не будет остановлен, отот способ торможения мож безусловно, применяться и для экстренного замедления движения автомобиля при частичном торможении.
В практической деятельности водителей широко распространен прерывистый способ торможения. Он заключается в том что водитель периодически выполняет торможение, чередуя его с полным прекращением. Этот способ может применяться как в случае служебного торможения с применением плавных, постепенно увеличивающихся усилий к педали (например, выполняя торможение на скользкой дороге при возникновении блокировки колес полностью прекратить торможение, а потом возобновить), так и в случае экстренного торможения с тем, чтобы вовремя предотвратить блокировку колес. Однако в последнем случае ступенчатое торможение более эффективно, но и более сложно по технике исполнения.                                                                      
И, наконец, последний способ торможения -  вариативный. Он заключается в том, что водитель применяет различные варианты.
изменения усилия на педали тормоза. Этот способ применяется как для служебного, так и экстренного торможения в условиях различно чередующихся покрытий проезжей части (например, асфальт, щебень, снег, лед, песок, грунт), а также при торможении на дороге с неровностями.
Вспомогательная тормозная система обеспечивает плавное торможение автомобиля или поддерживает скорость его движения постоянной, например, при движении под уклон. Однако водителю необходимо помнить, что используя двигатель в качестве вспомогательной тормозной системы в случае перехода с высшей передачи на низшую при высокой скорости движения по сухому покрытию, а также даже на низких скоростях при движении на скользкой дороге, при резком включении сцепления и закрытых дросселях возникает кратковременная блокировка колес, а, следовательно, может произойти занос автомобиля.
Запасная тормозная система на тех автомобилях, где она предусмотрена, также обеспечивает плавное торможение автомобиля. 
Торможение боковым соскальзыванием с заносом при вращении автомобиля наиболее трудно и доступно водителям только высшей квалификации. Оно оправдано только в определенном классе опасных ДТС, например, при предотвращении наезда на пешехода или при прохождении поворота, когда скорость движения автомобиля превышает допустимую и выполнимо только при опре-деленных условиях. Этот способ торможения выполняется, как упоминалось ранее, умелым сочетанием работы стояночным тормозом и основными органами управления - рулевым колесом, педалями дросселей, сцеплением и рычагом коробки передач. Но попытки водителя, который не прошел специальный курс тренинга и не обладает соответствующим мастерством, применять подобные задней оси автомобиля применяется также при различных приемах контрсмещения рулевого колеса. Торможение боковым соскальзыванием с заносом автомобиля обеспечивает плавное торможение при котором автомобиль развернут относительно траектории движения на угол от 30 до 45 градусов. Управление автомобилем предусматривает его остановку (резкий способ торможения) за счет перехода поступательного движения в вращательное. Однако этот способ можно применять только в исключительных случаях, так как его выполнение плохо контролируется. Замедление движения автомобиля и его остановка боковым соскальзыванием требует "от водителя большого мастерства, так как малейшая ошибка в выполнении может привести к опрокидыванию автомобиля или выезду с дорожного полотна.
 
Стояночная тормозная система должна обеспечивать удержание автотранспортного средства на уклонах, заданных техническими условиями. Однако она может применяться и как запасная в случае аварийного торможения, а также при выполнении экстренного торможения боковым соскальзыванием.
Заканчивая разговор о технике торможения, необходимо отметить, что при выполнении служебного торможения на скользкой дороге различными способами, осуществляемыми рабочей тормозной системой до полной остановки автомобиля, необходимо выполнять торможение по фазам, которые могут быть охарактеризованы следующим образом:
- начало торможения с применением небольшого усилия;
-  плавное и постепенное повышение эффективности торможения до максимума соответственно с дорожными условиями;
- компенсаторное дотормаживание, позволяющее осуществить остановку и исключающее потерю автомобилем поперечной устойчивости.»
 
 
Чтобы процесс торможения прошёл, так как Вы задумали нужно иметь исправную надежную тормозную систему. При неравномерном затормаживании колес занос может возникнуть даже на сухом покрытии. Помните! Реже на тормоза нажимают опытные водители.
 
 
alt
Дисковый тормозной механизм составляют: 
1. тормозной диск,
2. поршень с манжетом,
3. поршни с манжетом,
4. тормозная колодка.
alt
Барабанный тормозной механизм:
alt
1. Разжимной кулак
2. Тормозной барабан
3. Пружина
4. Тормозная колодка
5. Тормозная накладка
Гидравлический привод предназначен для передачи усилия водителя через педаль
с помощью тормозной жидкости, и состоит из: тормозного главного цилиндра,
колесного тормозного цилиндра и соединительных трубок и шлангов.
Гидровакуумного усилителя и разделителя тормозов.
 
 
Просмотров: 5007    Комментарии (24)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять Комментарии в данной новости...